logotype slogan

Формирование нравственного и социального поведения в разновозрастной группе.

Автор: Монтессори-педагог НОУ УВЦ "ОНФИМ", Кудюкова М.В.

Человек не может быть образован другим человеком.
Каждый должен сделать это сам,
Либо это не будет сделано вообще.
Мария Монтессори

« А старшие дети не обижают малышей? Старшие, общаясь с младшими, перестанут же развиваться! Он у нас уже буквы знает, считает!»- приводя ребенка в разновозрастную группу детского сада Монтессори, опасаются родители.

Своей разновозрастностью и бесценна Монтессори группа детского сада. В ней ребенок проживает разные социальные роли. Сначала он – опекаемый, которому старшие дети помогают, обучают. Постепенно, взрослея, он становится помощником педагогов, учителем для малышей, берет на себя ответственность за организацию и проведение небольших занятий и игр. Продвинутый ребенок имеет возможность, ориентируясь на старшего, и дальше развиваться. Ребенок с замедленным темпом развития, общаясь с младшими, не будет чувствовать себя в «отстающих» и благополучно преодолеет период «замедления». Дети учатся строить взаимоотношения и с теми, и с другими, учатся общаться. Почему общаться? А что такое наша жизнь? Разве не самое главное в ней – общение, умение построить отношения?

В разновозрастной группе у ребенка формируется действительно правильное социальное и нравственное поведение, где главной задачей является формирование у ребенка общности с другими и возможности видеть и в младших, и в старших друзей и партнеров.

Чувство общности и способность малыша «увидеть», того кто с ним рядом, является тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому человеку. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

На рефлексивных кругах мы проводим игры, используя психологическую методику «Школа добрых волшебников» В. Холмогоровой, в которых привлекаем внимание одного ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе. Методика позволяет создать в группе детей благоприятный эмоциональный климат, дает толчок к развитию партнерских отношений между участниками образовательного пространства и учит детей сотрудничать друг с другом.