logotype slogan

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки

Автор: Педагог-психолог НОУ УВЦ "ОНФИМ", Кузнецова Елена Николаевна

Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости института семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. В связи с этим особенно возрастает роль педагогов в оказании помощи ребенку в определении границ добра и зла.

В дошкольный период ребенок наиболее открыт эмоциональному переживанию духовных ценностей. Развитие ума, сердца и воли – в этом и заключается истинный смысл духовно-нравственного воспитания. Формирование нравственных качеств в ребенке должно происходить осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственных качеств, их необходимости и о преимуществах овладения ими. На основании знаний и представлений у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством и сформироваться отношение к этому качеству. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.

Существуют разные формы и методы нравственного воспитания: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Однако, воспитательные проповеди вызывают у детей стойкое отвращение. Как же быть с воспитанием таких человеческих качеств, как честность, смелость, доброта, сострадание, щедрость, забота, благодарность, благородство? Как бороться с детским эгоизмом, жадностью, жестокостью, слабоволием, трусостью, плаксивостью, застенчивостью, драчливостью и т.д.?

Вот тут впору вспомнить о детских сказках. По воспитательному воздействию сильнее этих сказок нет ничего! Сказка никому ничего не навязывает. Она существует сама по себе. Но ее волшебство настолько притягательно, что нет на свете ребенка, который бы не любил слушать сказки. Авторские сказки, предлагаемые для работы с детьми дошкольного возраста, содержат в себе знания по основным проблемам духовно-нравственного воспитания. Это, прежде всего, проблемы совести, добра и зла, любви и преданности, жертвенности и умения прощать, семейных ценностей, добротолюбия, любви к своим близким и своему Отечеству, почитания своих родителей, послушания, знания традиций своего народа и своей семьи.

Разговоры о доброте и внимании к близким, почерпнутые из сюжетов сказок, обязательно должны иметь продолжение в жизни ребенка. Только слова – это первая ступень, осознание значимости поступка – вторая, а собственная помощь близким в домашних делах, в повседневных заботах друг о друге – это и есть деятельностный подход в духовно-нравственном воспитании. Помочь старому, больному, нуждающемуся – значит, проверить на практике: чего стоят наши рассуждения о доброте, отзывчивости, эмпатии.

Методы работы с текстами сказок самостоятельно варьируются педагогом. Беседа, анализ текста, игра, групповые дискуссии, театрализация, рисунки к предложенному материалу могут использоваться в зависимости от возраста и уровня развития детей.