logotype slogan

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на материале русской народной культуры

Главная задача, которая стоит перед взрослыми людьми – родителями и педагогами – воспитание счастливого ребенка, свободной личности. Каков он, счастливый ребенок? Он уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми. Он оптимистичен, любознателен, все воспринимает с радостью. Воспитать такого ребенка можно, если и родители и педагоги проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и уважения к миру его окружающему – природе и людям, умению жить среди людей. А это и есть составляющие духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе и к самому себе. Это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживание другого на себя.

На протяжении длительного времени наши предки вводили подрастающее поколение в единую систему целостного мира посредством семейно-обрядовой и календарно-праздничной культуры. Благодаря этой культуре формировались такие качества личности, как милосердие, доброта, чувство меры, справедливость, терпимость, коммуникативность, трудолюбие, отзывчивость и другие. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, общины, семьи. Эта система готовила одновременно и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Народная художественная литература, народное искусство, как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Народное искусство как проявление художественного творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образов). Характерные черты народного искусства – традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, гуманность, связь с окружающей жизнью обеспечивают глубину и силу развивающего и воспитательного воздействия.

Народная художественная культура, включая все ее виды и жанры, обладает большими воспитательными возможностями, так как несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. В процессе знакомства с художественным языком народного художественного творчества обогащается собственное творчество детей, становится ярче и образнее речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, диалектов, имеющих место в русской речи. Все это способствует постижению духовных и морально-этических норм.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

– Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея очень важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

– Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

– Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

– Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

– Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.